ABA. Точка отсчета: сотрудничество и имитация

ABA. Точка отсчета: сотрудничество и имитация

Елена Цымбаленко
Любое обучение, независимо от вида и метода, предполагает определенную готовность к сотрудничеству со стороны ученика. К сожалению, в отечественной коррекционной педагогике можно  наблюдать совершенно неоправданную тенденцию к усаживанию за парты в группе особых детей, начиная с двух-трехлетнего возраста и совершенно не заботясь о готовности ребенка не только  к такого рода занятиям, а и к сотрудничеству в принципе.  Приоритетной задачей, как правило, определяется обучение ребенка академическим навыкам с целью прохождения медико-педагогической комиссии и совершенно упускается из виду, что ребенок, который не готов к сотрудничеству, скорее всего не сможет посещать учреждение обучающего типа из-за поведенческих проблем.  Умение различать цвета, формы и размеры мало пригодится, если ребенок отказывается выполнить простейшую инструкцию, кусается и писает в штаны в качестве протеста против обучения. Поэтому, в случае проблем с сотрудничеством, любое обучение стоит начинать  с обучения ребенка сотрудничать и установления руководящего контроля.  Установление руководящего контроля – процесс длительный, требующий  предельного внимание не только от тераписта, но  и от всего ближайшего окружения ребенка.  Прежде всего, необходимо ограничить  доступ ребенка ко всем мотивационным предметам, чтобы он не мог получить их самостоятельно. При этом он должен иметь возможность получать эти предметы в качестве поощрений за те или иные проявления сотрудничества:  приемлемое поведение, вольно или невольно выполненную инструкцию и т.д. Кроме того, необходимо сосредоточиться на том, чтобы сделать взаимодействие с взрослым максимально интересным для ребенка. Цель – сделать  интеракцию  с взрослым мотивационным действием. В этот период  следует внимательно следить за количеством и сложностью даваемых инструкций. Время, отведенное на выполнение инструкций, не должно превышать 25% общего времени взаимодействия. Стоит давать максимально простые инструкции, которые с большей долей вероятности ребенок выполнит. В период установления руководящего контроля  взрослые, окружающие ребенка, должны быть готовы к поощрению в любой момент. Нужно, в буквальном смысле слова, постоянно носить в карманах съедобные поощрения, если ребенок любит, то можно также использовать мотивационные действия вроде объятий, поцелуев и т.д. в качестве поощрений. Случаи неприемлемого поведения необходимо игнорировать. В ряде случаев такое игнорирование может вызвать «взрыв», то есть нежелательное поведение на короткий период усилиться и приобретет более деструктивную форму. Например, если раньше ребенок просто плакал, если не мог получить желаемое, то теперь он начнет биться головой об пол и т.д. Важно заранее принять меры предосторожности, чтобы свести к минимуму возможность причинения ребенком в эти моменты вреда  себе, окружающим  людям и предметам. После этого, в моменты нежелательного поведения от ребенка можно просто отвернуться. Чтобы отслеживать эффективность принятых мер, следует записывать продолжительность и интенсивность  случаев нежелательного поведения. При правильно выстроенной стратегии, с каждым днем продолжительность и интенсивность вспышек будет уменьшаться. В тот момент, когда ребенок сам начнет искать взаимодействия с взрослым, необходимо начать сокращать количество поощряемых реакций. Вначале будем поощрять каждую вторую выполненную инструкцию, потом каждую пятую, десятую и т.д.  Постепенно необходимо перейти к социальным видам поощрения, таким как похвала и т.д. Установление руководящего контроля и обучение ребенка сотрудничать в значительной степени определяют эффективность дальнейшего обучения, в том числе и обучения академическим навыкам.
Следующим этапом, который является основой для дальнейшего обучения, является обучение имитации. Любое обучение абсолютно любого человека предполагает наличие умение подражать. Говорить о наличии навыка имитации мы можем только в том случае, если ребенок может повторить то или иное действие по просьбе. Обучая ребенка сотрудничать, мы можем параллельно начинать обучение навыку имитации, т.к.  имитация действий крупной моторики отлично подходит в качестве несложных инструкций, используемых в период установления руководящего контроля.  Обучение имитации не предполагает обязательного сидения за столом.  В случае, если у ребенка присутствует спонтанная имитация,  можно начать повторять все действия за ребенком, а когда он включится в игру и попытается повторить действие за взрослым – поощрить. После этого можно продолжить игру, подключив словесную инструкцию «Сделай так!». В случае,  если ребенок не понимает просьбы и отсутствует спонтанная имитация, можно использовать зеркало и физическую подсказку. Например: стоя с ребенком у зеркала, взрослый кладет себе руку на голову и дает инструкцию «Сделай так!» после этого помогает ребенку положить руку на голову и поощряет.
В дальнейшем, развитию навыка имитации очень способствуют занятия логоритмикой. Такие занятия можно проводить дома своими силами. Для начала стоит выбирать коротенькие  детские песенки и под них показывать ребенку несложные движения: махать кистями рук  под песенку о дождике, изображать, как летят птицы, и т.д.
Наличие навыка имитации  служит фундаментом для обучения ребенка более сложным навыкам, в том числе и академическим.

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев