Список литературы, фильмов и лекций для самообразования)

Список литературы, фильмов и лекций для самообразования)

Елена Цымбаленко

Данная подборка существенно отличается от той информации, которую обычно публикуют на тематических сайтах, и предназначена для тех, кто относится к информации критически, готов ее искать и обрабатывать. Здесь нет мануалов, готовых решений и мимимишных историй. Здесь краткий путеводитель того пути, по которому прошли уже многие, ищущие ответ. Увлекательного путешествия, друзья! Ваша жизнь никогда не будет прежней. Как, собственно, и наша)

Список литературы:

Ромена Августова “Говори! Ты это можешь!” Учительница музыки Ромена Августова волей случая стала дефектологом и смогла добиться потрясающих результатов в сфере обучения детей с Синдромом Дауна и нарушениями развития. Она обучала детей, которых госструктуры и официальная наука признали необучаемыми. Невербальные, отстающие в психическом и интеллектуальном развитии дети обучались не только речи, а и системному мышлению. Большое внимание Ромена Августова уделяет роли родителей. Книга написана в форме эссе.

Ромена Августова “В начале было слово”  Эта книга является логическим продолжением первой книги Р.Августовой “Говори! Ты это можешь!” В этой работе достаточно подробно описана методика обучения речи и развития причинно-следственных связей у детей с нарушениями развития.

Е.Виноградова «Есть ли инстинкты у человека?» Статья содержит много новой информации для тех, кто убежден, что нарушения поведения являются следствием «биологической поломки». Вам будет интересно узнать, что врожденного либо так называемого инстинктивного поведения нет не только у человека, но и у высших животных, а широко распространенные выражения «инстинкт самосохранения» и «материнский инстинкт» - не более, чем фигуры речи, не имеющие под собой научных оснований.

Келли Макгонигал «Хороший стресс как способ стать сильнее и лучше» Стресс – это на сегодня самая большая страшилка для взрослых и детей. Я даже не знаю, что еще сегодня может вызвать такой ужас у родителей, как это невинное слово. У меня, друзья, для вас две новости. Плохая: без стресса нет развития. Хорошая: это нормально, все выживут, психика не «сломается». Подробнее читайте в книге.

Дэниел Гоулман “Внимание – это мускул, который необходимо тренировать” Очень полезно почитать всем, кто убежденно верит, что СДВГ – неврологическое заболевание и ребенка просто необходимо инвалидизировать, закормить ноотропами и спасти от злых учителей. А вот гаджеты забирать нельзя – там же развивающие игры))))))))) Эту статью нет смысла пересказывать, ее нужно читать. А если позволяет знание английского, то и первоисточник – книгу.

А.Макаренко “Педагогическая поэма” Не теряющая актуальности история психолого-педагогической коррекции подростков с девиантным поведением. Независимо от политической окраски произведения, его ценность для педагогики огромна.

Бруно Беттельхайм “Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я” Бруно Беттельхайм был предан анафеме за якобы им введенный термин «мать-холодильник» и то, что по его инициативе детей с аутизмом начали изымать из семей. Я, кстати, ни этого термина, ни подобных призывов у него не нашла. Зато нашла много другой интересной информации. Если обладать хотя бы базовым критическим мышлением, можно заметить основные вехи в коррекционной работе Беттельхайма, которая, кстати была весьма успешной. И это не психоаналитическая пурга, которая особого интереса не представляет, а тот факт, что во всех описанных случаях у детей менялась среда, формировался круг людей, которые устанавливали руководящий контроль, появлялось референтное лицо, которым ни один из родителей так и не смог стать. Очень рекомендую к прочтению тем, кто действительно хочет понять и ищет ответы.

Стенли Гринспен «На ты с аутизмом» Одна из немногох внятных книг, которая делает акцент на эмоциональной составляющей коррекционной работы. Но есть важный момент. Гринспен говорит о «целенаправленном эмоциональном ваимодействии», что является несколько размытым понятием. Целенаправленное эмоциональное ваимодействие со стороны взрослого, особенно, когда эмоции гипертрофированы, может привести к совершенно неожиданным и не всегда желаемым результатам. В данном контексте целесообразнее говорить об эмоционально значимом взаимодействии. Значимом прежде всего для ребенка. И вот если мы под «целенаправленным эмоциональным взаимодействием» будем понимать эмоционально значимое взаимодействие, книга становится намного интереснее и практичнее.

П.Зыгмантович, С.Шишков «От мальчика к мудрецу» Будет полезна не только родителям мальчиков, т.к. подробно показывает механизмы формирования тех или иных моделей поведения на очень доступных примерах. Ну а родителям мальчиков просто обязательна к прочтению.

Е.И.Николаева «Хорошая девушка начинает и выигрывает» Полезна к прочтению девочкам любых возрастов (20-30-40……) и их родителям. Как ни странно, о воспитании девочек написано несравнимо меньше, чем о воспитании мальчиков. А так, чтобы по сути – еще меньше. Поэтому данная книга представляет определенную ценность.

А.Данилин «Воспитание Пиноккио, или уроки самостоятельного мышления» А.Данилин один из выдающихся психотерапевтов современности, очень рекомендуем к прочтению все его книги. В данной работе показано как в процессе совместного чтения с ребенком и обсуждения прочитанного закладываются те или иные ценности. Как показывает опыт, у многих родителей сам принцип подобной педагогической работы вызывает недопонимание и затруднения. С книгой «Приключения Пиноккио» проще понять как это работает.

П.Дракермен «Французьке виховання» либо русский перевод «Французские дети не плюются едой» Французская модель воспитания является противоположностью американской детоцентрированной модели. В этой модели у ребенка с детства воспитываются границы. В результате сам ребенок и его родители могут жить полноценной жизнью, т.к. не возникает необходимости переживать постоянные «возрастные кризисы» с ужасным поведением и капризами, отказываться от активной жизни из-за неадекватного поведения ребенка и т.д. Это модель, в которой взрослый и ребенок равноценны и уважают границы друг друга.

Видеоматериалы

“Сотворившая чудо” – художественный фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает об истории известного общественного деятеля Хелен Келлер. Хелен потеряла слух и зрение вследствие заболевания в раннем детстве. Лишенная связи с миром, Хелен отставала в психическом и интеллектуальном развитии и была бы обречена на глубокую инвалидность. К счастью, в ее жизни появилась учительница Энн Салливан. Энн поверила в Хелен и смогла вернуть ее к полноценной жизни, несмотря на все трудности и непонимание со стороны родителей девочки. У истории есть продолжение, о котором не рассказывается в фильме. Хелен Келлер стала первой слепо-глухой женщиной, получившей высшее образование, Энн Салливан оставалась с Хелен до своей смерти.

“Я приду к вам” – документальный фильм о работе и достижениях выдающегося дефектолога Ромены Августовой. Очень воодушевляющий фильм с демонстрацией достижений учеников Ромены, большинство которых имеют Синдром Дауна.

Лекция Аркадия Цукера будет откровением для сторонников неврологической теории нарушений развития. Человек, который на личном примере доказал, что неврология – это серьезно, но преодолимо, и сделал это не единожды. Но самое важное, на мой взгляд, в этой лекции – человек на примере личной истории показал, как трудно отказаться от особого отношения окружающих, которое обеспечивает инвалидность. Да, это очень неприятная и провокационная тема, но я лично знаю ряд историй, когда родители отказывались от общеобразовательных учебных заведений (школ, садов) ради призрачных бонусов, которые дает статус «особого» ребенка. Дети при этом были вполне готовы, не готовы стать «обычными» оказались родители.

Лекции Умрихина В.В. "Становление личности и ее нарушения" помогают лучше понять принципы формирования по мотивации, структуру мотивационной системы, иерархию мотивов и их роль в жизни человека. На сегодняшний день нам активно навязывается модель мотивационной системы, во главе которой стоит «хочу», т.е. мотивы с высокой побудительной, но низкой смыслообразующей функцией. Но чем более развита личность, тем более высокое место в ее мотивационной иерархии занимают мотивы с высокой смыслообразующей функцией, иными словами мотивы, которые подчиняются слову «надо». Мотивационная система личности формируется под воздействием массы факторов, ведущую роль среди которых занимает воспитание.

Елена Цымбаленко "Курс лекций для специалистов и родителей" Для всех, кто интересуется вопросом, без лишних маркетинговых надстроек, доступно, с примерами из жизни о коррекционной работе на основе АВА.

"Чудовищный блеф психиатрии. Руководство по диагностике и статистике"  Видео очень специфическое, снято саентологами, но при этом содержит массу интереснейшей информации. Например, ответ на вопрос "почему раньше не было аутизма?". Все очень банально и примитивно. Очень рекомендую смотреть всем, кто до последнего борется за диагноз.

"Сложное понятие "норма" Интервью А.Данилина в продолжение темы диагнозов, там же есть дивный эпизод о действии нейролептиков. Ну очень познавательно!

"Осторожно психиатрия: мифы, нейролептики и дети" А.Данилин все о том же.

“Мементо” Художественный фильм, который казалось бы никак не связан с тематикой обучения и воспитания детей с нарушениями развития. Но тем не менее очень полезно посмотреть как выглядит вытеснение, как психика «прячет» от нас те или иные факты, как человек создает свою реальность и готов убить любого, кто заставит усомниться в правильности выбранного пути. Очень актуально для родителей, которые готовы искать у детей несуществующие болезни, обвинять обстоятельства и всех вокруг в проблемах ребенка, всячески игнорируя вопрос личной ответственности за ребенка и его поведение. «Ты думаешь я вру себе для самоуспокоения? Что ж, может ты и не ошибся. Я должен верить в тот мир, который создает мой разум, я должен верить, что мои действия имеют смысл» (с) Очень рекомендую к просмотру. Открывает новые горизонты.

Лекции выдающихся философов современности Андрея Баумейстера и Александра Пустовита Психология – наука, которая выросла из философии и по большому счету не сильно далеко отошла. Во многом психология была и остается квазинаукой, т.к. в большинстве случаев полноценный эксперимент в психологии невозможен, многие результаты не могут быть воспроизведены и т.д. Поэтому для человека, который пытается в это все погрузиться, важно изучать предмет с разных сторон. Это способствует целостному мировосприятию и позволяет критически оценивать заполонившие все вокруг «психологические» теории.

«Что-то не так с Кевином» Очень тяжелый фильм, в котором можно наблюдать, как с раннего возраста взращивается психопатия. Где-то так оно и выглядит. Мы регулярно встречаем таких детей. Это дети, которые демонстративно валятся на пол и кричат «Не бей меня! Отпусти!!!» и т.д., они имеют ярко выраженный негативным и, как правило, очень тревожных мам. В этой ситуации специалисты практически бессильны, т.к. ребенок очень искусно манипулирует родителями и все специалисты оказываются «плохими». Возможно кому-то поможет.

«Идиократия» Тоже на первый взгляд никак не связан с нашей темой. Рекомендую смотреть для понимания, как снижение требований к детям в плане поведения, культуры и образования повлияет на культурный уровень населения в целом. Пятнадцать лет назад фильм смотрелся как тупая американская комедия. Сейчас смотрю как футуристическую трагедию. Это будущее, которое уже здесь. Мы в силах не допустить этого хотя бы для своих детей.

 

Контакты

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323