Формирование продуктивного мышления у детей с аутизмом, РАС и другими нарушениями развития

Формирование продуктивного мышления у детей с аутизмом, РАС и другими нарушениями развития

Елена Цымбаленко

Работая с детьми с аутизмом, РАС и другими рушениями развития не первый год, регулярно сталкиваюсь с тем, что, достигнув определенного этапа в развитии, такие дети останавливаются и дальше не двигаются, либо это движение очень незначительное. Часто такие остановки в развитии случаются на том этапе, когда ребенок вроде бы уже и разговаривает, и на бытовом уровне достаточно самостоятелен, но этого всего явно недостаточно, чтобы мог эффективно интегрироваться в среду сверстников. По этому поводу бытует масса версий, которые в основном сосредоточены на поиске неврологических причин, которые могут провоцировать подобную картину.

Успешно работая с такими детьми в ГО «Центр АВА-терапии» и наработав опыт преодоления подобных проблем, мы можем говорить о психологических причинах подобных нарушений. В частности, можно говорить о том, что коррекционная работа, абилитация и реабилитация детей с аутизмом до определенного момента построена исключительно на имитации и подражании, наработке определенных шаблонов, вследствие чего мы развиваем у детей репродуктивное мышление, основанное на повторении и воспроизведении известных моделей. На начальных этапах такая позиция является эффективной и оправданной. Но наступает момент, когда готовых шаблонов явно недостаточно и ребенку пора учиться находить самостоятельные и нестандартные решения, как того требует наша жизнь. Есть масса ситуаций в жизни, предусмотреть которые если и можно, то заготовить готовые решения для них – практически нереально. Выход тут один – формировать у ребенка продуктивное мышление, учить его анализировать информацию и находить самостоятельные решения.

Начиная работу над продуктивным мышлением, мы должны приготовиться к сопротивлению со стороны ребенка и понимать, что этап формирования продуктивного мышления по сложности не соизмерим даже с этапом формирования вокальной речи. Ребенок совершенно не понимает, что от него требуется, ему всегда давали готовое решение и чувство, ощущение, сопряженное с поиском решения для него новое и пугающее. Понять смысл данного тезиса можно, если сравнить два ощущения: подумайте о погоде и попытайтесь решить логическую задачу. Уровень напряжения совершенно разный. Но при этом, решив сложную задачу, вы получите приятные ощущения, у которых практически нет аналогов. Именно это удовольствие от решенной сложной задачи должно стать стимулом для формирования продуктивного мышления. Внешние стимулы в данном случае могут способствовать формированию продуктивного мышления, но в результате успех обучения и обобщения навыка будет зависеть от внутреннего стимула.

Формировать у ребенка продуктивное мышление целесообразно начинать с момента формирования сотрудничества и установления руководящего контроля. Для этого необходимо постоянно повышать сложность предлагаемых инструкций и по возможности не давать готового решения. Подсказку целесообразно давать на этапе, когда мы видим, что ребенок исчерпал свой ресурс и без взрослого не справляется. Задания могут быть абсолютно разные, но они должны предполагать развитие и обобщение основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации, классификации, систематизация и абстракции. Так, простое упражнение, включающее сортировку бусин по цветам, а потом нанизывание их в определенном порядке, развивает и анализ (вычленяем признак – цвет), и сравнение (сравниваем бусины между собой), и классификацию (сортируем по цветам), и систематизацию (нанизываем по определенному принципу, отслеживаем систему). Важно в момент выполнения задания давать ребенку ошибаться, проверять себя, находить и исправлять ошибку. Таких заданий может быть бесчисленное количество, важно понимать, какую цель мы преследуем, давая то или иное задание, т.к. само выполнение инструкции в данном случае не является самоцелью.

Для детей, имеющих в репертуаре самостоятельную фразу, мы используем задания, предполагающие ответы на вопросы и словесные объяснения ребенком тех или иных явлений. Составление рассказов по картинкам (выстраивание последовательности и описание происходящего, ответы на дополнительные вопросы), определение функционального назначения предметов, описание предметов с использованием нескольких признаков, сравнение предметов, картинок и т.д. и словесное объяснение различий. И опять же, важно не давать ребенку готовые шаблоны, свести использование шаблонов к минимуму. В этот момент вполне вероятна активизация эхолалий, которые ребенок будет использовать в качестве действия с функцией уклонения. Важно в этот момент давать помощь в виде наводящих вопросов, не предоставляя готовый шаблон ответа, т.к. наша цель – научить ребенка продуцировать нестандартные решения. Когда мы говорим о нестандартных решениях, мы имеем ввиду новизну и не шаблонность для данного конкретного ребенка.

Одним из самых эффективных способов формирования продуктивного мышления и расширения сферы интересов является чтение с активным вовлечением ребенка. На начальном рекомендую простые сказки, например, Сутеева «Три котенка», «Кораблик», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу?» + «Теремок», «Колобок», «Три поросенка» + Маршак «Сказка о глупом мышонке» и т.д. Т.е. простые действия, под каждое действие картинка и минимум текста. При этом ребенок смотрит на картинку, его пальцем показываем, что именно происходит, задаем дополнительные вопросы: Сколько было котят? – (помогаем посчитать) Один, два, три. – (еще раз повторяем вопрос) Так сколько было котят? - …. (повторяем до тех пор, пока ребенок не ответит самостоятельно). Так же выясняем какого они были цвета.  Проговариваем и обсуждаем каждое действие: кого увидели котята? Куда прыгнула мышь? А почему котята стали белые? А какие были раньше? а зачем они прыгнули в банку с мукой? и т.д. Наша задача увидеть, что ребенок понял сюжет и по возможности добиваться от него самостоятельных ответов и мыслительной деятельности. Таким образом мы работаем сразу над построением фразы, расширением репертуара, формированием интравербального поведения и причинно-следственных связей. Изначально такое чтение может быть сопряжено с протестным поведением. Это закономерно, т.к. запуск продуктивного мышления – самый сложный этап. Запуск речи на этом фоне просто меркнет. Поэтому методично настаиваем на выполнении требований и не ждем, пока ребенку понравится, и он захочет. Если не настаивать – не понравится и не захочет. Достаточно читать хотя бы один раз в день, но делать это ежедневно и с пристрастием. Просто читать в пространство и выполнять функцию радио не имеет смысла вообще. Также для ребенка с нарушениями развития очень важно как можно раньше научиться читать и понимать прочитанное. Во-первых, это дополнительный инструмент для подсказок + дополнительный источник для понимания структуры речи + дополнительный источник информации. Особенно это важно с той точки зрения, что обычно дети с нарушениями речевого развития зрительную информацию воспринимают в разы лучше, чем на слух. Поэтому никуда не откладываем и начинаем учиться читать чем раньше, тем лучше. Очень рекомендую совмещать метод глобального чтения с методикой Олеси Жуковой. Таким образом мы получаем послоговое чтение + целостное виденье слова, без которого очень сложно добиться понимания прочитанного.

Отдельно стоит выделить роль занятий математикой в формировании продуктивного мышления. Часто у детей с аутизмом все очень неплохо с решением примеров, но при этом даже самые простые задачи из серии «в вазе было два яблока, в нее положили три груши, сколько фруктов стало в вазе?» вызывают огромные затруднения, т.к. опять же, тут нет готового шаблона. Даже похожие задачи отличаются. Поэтому занятия математикой, особенно с подключением нестандартных логических задач, является совершенно необходимым для формирования продуктивного мышления. Из своего опыта я могу рекомендовать занятия по тетрадям Л.Петерсон, т.к. они  рассчитаны на детей с образным мышлением, которых среди детей с нарушениями развития очень много, и предполагают путем ряда действий подвести ребенка к тем или иным выводам, которые он должен сделать самостоятельно. Таким образом, выполняя задания, ребенок учится анализировать информацию, делать выводы, находить закономерности и выстраивать системы, т.е. формируется то самое продуктивное мышление, о котором мы говорим.

Всевозможные ассоциативные игры (логическое домино «Ассоциации», «Имаджинариум» и т.д.) также представляют интерес в качестве инструментов для формирования продуктивного мышления. На начальных этапах удобнее всего использовать логическое домино «Ассоциации», в котором необходимо подбирать картинки, связанные друг с другом по какому-либо признаку. Важно не просто подбирать картинку, но и обьяснить связь. При этом важно показать ребенку, что при желании связь можно найти практически между любыми предметами, нужно только хорошо подумать.

Отдельное внимание стоит уделить переносу навыка мыслить продуктивно из академической в социальную среду. Для развития социальных навыков у детей с аутизмом чаще всего применяются социальные истории либо тренинги, которые предполагают опять же наработку определенного количества шаблонов. Естественно, что для успешной социальной интеграции шаблонных навыков часто оказывается недостаточно. Обладая навыками продуктивного мышления ребенок способен формировать социально приемлемые модели поведения, исходя из наблюдения за поведением окружающих. На определенных этапах для этого может потребоваться помощь социального педагога или тьютора. Но задача тьютора в том, чтобы подталкивать к верному решению, не предоставлять готовый шаблон и модель поведения.

Таким образом, помогая ребенку с аутизмом, РАС и другими нарушениями развития уйти от репродуктивного (шаблонного) мышления, сформировать и развить продуктивное мышление, мы помогаем ему преодолеть социальную изоляцию и успешно интегрироваться в среду сверстников. Можно говорить о том, что продуктивное мышление является абсолютно необходимым навыком для самостоятельной автономной личности.  Именно поэтому в процессе коррекционной работы формированию продуктивного мышления необходимо уделять особое внимание.

Больше видео на нашем канале  https://www.youtube.com/channel/UC37QhmPPRRQpBMXKsqOZ1Xg

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев