АВА –законы поведения

АВА –законы поведения

Основателем Прикладного Анализа Поведения является норвежский ученый Беррес Фридерик Скиннер. Он создал теорию оперантного обучения, которая рассматривает любое произвольное поведение (не обусловленное физиологическими процессами, безусловными и условными рефлексами) как обучаемый навык. Такое произвольное поведение, формирующееся в процессе оперантного обучения, мы называем оперантным.

Суть теории оперантного обучения состоит в утверждении, что любое оперантное поведение формируется под влиянием последствий. Можно говорить о том, что с рождения ребенок (или любое другое живое существо) продуцирует случайные поведенческие реакции, которые приводят к приятным либо неприятным последствиям. Например: малыш заплакал – мама взяла на руки, покормила, перепеленала. Таким образом, взяв малыша на руки, мама усилила поведение плакать в случае того или иного дискомфорта – чувства голода, боли, мокрых пеленок и т.д. Подросший малыш учится ходить, падает и больно ударяется. Аким образом неприятные последствия ослабляют поведение падать, вследствие чего малыш прикладывает больше усилий, чтобы научиться устойчиво держаться на ногах.

Естественно, со временем случайные поведенческие реакции заменяются целенаправленными. Можно говорить о том, что любое поведение ребенка (взрослого человека, высокоорганизованных живых существ) направлено а достижение той или иной цели, поделить которые условно можно на 4 группы:

  1. получение желаемого
  2. избегание нежелаемого
  3. привлечение внимания
  4. аутостимуляция.

В случае, если поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. будет увеличиваться частота, интенсивность, продолжительность поведения в аналогичных ситуациях. Если поведение не достигло своей цели, оно не будет усилено и, вероятнее всего сойдет на нет. Если в результате поведения произошло то или иное неприятное последствие, вероятность повторения поведения в будущем существенно снижается.

Важно!

Когда говорят о Прикладном Анализе Поведения, его часто называют методом «кнута и пряника». Это утверждение в корне неверно, т.к. говоря о «кнуте и прянике» имеются ввиду так называемые поощрения и наказания. В АВА нет поощрений и наказаний. Есть понятие усиления и ослабления. Часто приходится слышать от родителей высказывания: «Я уже и наказывала – бесполезно!» (с) Наказания в широком понимании этого слова, также как и поощрения в широком понимании этого слова, часто не являются ни ослабляющими, ни усиливающими стимулами. Традиционно родители и педагоги используют поощрения и наказания, исходя из общих представлений: конфета – поощрение, поставить в угол – наказание. В связи с этим случаются очень забавные ситуации, когда ребенок, придя на занятие, с порога заявляет: «Я хочу быть наказан! Я просто посижу на стуле!» Т.е. для всеХ понятно, что наказание «посидеть на стуле» для данного ребенка совершенно не является ослабляющим стимулом. Скорее наоборот)))))))))

Итак, возвращаясь к теории оперантного обучения, необходимо подытожить, что же мы имеем ввиду, говоря об усилении и ослаблении.

Усиление – это процесс (не какой-то предмет, продукт питания, конкретное действие и т.д.) в результате которого поведение закрепляется, начинает происходить чаще, с большей интенсивностью и продолжительностью (могут увеличиваться одна либо несколько характеристик).

Ослабление – процесс, в результате которого снижается частота, интенсивность и продолжительность поведения либо поведение прекращается в принципе.

Предлагаю рассмотреть ряд примеров, для того, чтобы понять как это работает:

1.Когда Сережа идет домой из садика, он любит покупать конфеты в киоске. Сегодня папа отказался покупать конфеты. Сережа расстроился и начал плакать. Папа купил конфеты, чтобы утешить Сережу. (Папа усилил поведение «плакать» с целью получения желаемого. В следующий раз в случае отказа в чем-либо вероятнее всего Сережа попробует применить поведение, которое помогло ему в этот раз достичь цели.)

2.Алеша пришел на занятия с Колей. Алеша и Коля получили общее задание, которое необходимо выполнять по очереди. Алеше сложно соблюдать очередность, поэтому он стал громко кричать и хлопать себя ладонями по голове.  Педагог отправил Алешу в другой конец комнаты и продолжил заниматься с Колей. Алеша громко кричал и хлопал себя ладонями по голове, время от времени подбегая к педагогу. Каждый раз педагог отправлял Алешу в другой конец комнаты. Через некоторое время Алеша перестал кричать и педагог позволил ему вернуться за стол. (Алеша кричал и плакал с целью получения желаемого – отвечать без очереди и привлечения внимания – подбегал к педагогу, когда на него не обращали внимания. Поведение «кричать и хлопать себя ладонями по голове» было ослаблено, т.к. Алешу вывели из-за стола и не позволили заниматься до того момента, пока он не успокоился).

3.Когда мама разговаривает по телефону Вова постоянно залезает к ней на руки, дергает за одежду, но мама не обращает внимания. Тогда Вова больно кусает маму за руку. Мама вскрикивает, шлепает Вову по попе, он начинает плакать и мама кладет трубку. После этого мама ругает Вову, Вова плачет, мама его успокаивает. (Вова залезал на руки и кусался с целью привлечения внимания. Поведение «кусаться» с целью привлечения внимания достигло своей цели и будет повторяться в будущем. То, что мама шлепнула Вову по попе, не является ослаблением, т.к. цель поведения – привлечение внимания, достигнута.)

4.Илья занимается с педагогом. Он выполняет простые задания с видимым удовольствием. Педагог усложняет программу и берет новые карточки для чтения. Илья не может прочитать с первого раза и начинает отталкивать карточки и кричать «Нет!» Педагог возвращает более простое задание, с которым Илья легко справляется. (Поведение «кричать «Нет!» и отталкивать карточки имеет своей целью избегание нежелаемого. Оно достигло цели – педагог вернул более простое задание. В будущем при попытке увеличить требования подобное поведение вероятнее всего повторится).

5.Миша любит хлопать дверями. В любом помещении Миша находит двери и начинает их открывать-закрывать. За этим занятием Миша может проводить длительное время и его тяжело отвлечь либо переключить на что-либо другое. (Целью поведения «хлопать дверями» вероятнее всего является аутостимуляция. В случае аутостимуляции происходит автоматическое усиление, т.к. целью поведения является сам процесс, которые по тем или иным причинам доставляет удовольствие.)

На занятии Кристина начинает громко кричать и в кабинет заглядывает мама. (Целью поведения «кричать» во время занятия вероятнее всего является избегание нежелаемого. После того, как мама заглянула в кабинет, это же поведение будет повторяться также с функцией привлечения внимания).

Таким образом, можно говорить о том, что если поведение сформировалось в том или ином виде, то оно достигало цели и усиливалось на протяжении определенного периода. Если вмешательство не приносит результата, стоит провести более тщательный функциональный анализ поведения (определить функцию, цель поведения), а также пересмотреть значимость для ребенка стимулов, используемых в процессе вмешательства.

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев