Коррекция нежелательного поведения

Коррекция нежелательного поведения

Согласно теории оперантного обучения Скиннера, являющегося основателем такого направления как Прикладной Анализ Поведения, любое поведение направлено на достижение определенной цели. Условно все цели можна поделить на 4 основные группы:

- получение желаемого

- избегание нежелаемого (уклонение)

- привлечение внимания

- аутостимуляция.

В случае, когда поведение достигает своей цели, оно будет усиливаться, т.е. увеличиваться частота, интенсивность и продолжительность поведения. Если в результате поведения происходит то или иное неприятное последствие, поведение будет ослабляться, т.е. будет снижаться частота, интенсивность и продолжительность проявления поведения.

Таким образом, начиная работу по коррекции нежелательного поведения необходимо прояснить основные принципиальные моменты:

- подробно описать поведение, которое является социально непримлемым и подлежит коррекции

- выяснить функцию поведения (цель данного поведения)

- понять, что является усилением для данного поведения.

Важно понимать, что даже если на первый взгляд кажется, что поведение никак не усиливается, это впечатление обманчиво. Если поведение сформировалось и закрепилось в существующем виде, значит кто-то или что-то его усиливает. Исключение составляют аутостимуляции – поведение, усиливаемое автоматически, т.к. удовольствие доставляет сам процесс.

В теории АВА существует достаточно много схем функциональной оценки поведения. Самая простая и доступная – таблица АВС. Таблице представляет собой три столбика – А (что было перед поведением), Б (описание собственно поведения), С (что было после).

Например:

А

В

С

Что было перед поведением

Описание поведения

Что было после

12.36 Даня сидел и ел суп

Начал лезть руками в рот и громко кричать

Вокруг Дани собрались педагоги, и выясняли, что случилось. Даню отвели попить, потом пописять.

12.43 Даня сел за стол. Ему отдали ложку и подвинули тарелку с супом. Педагог отошла к другим детям.

Даня начал громко кричать, раскачивться на стуле, кусать свою руку.

Педагог вернулась к Дане, села рядом с ним на стул. Даня успокоился и продолжил есть.

13.03 Даня лежал в кровати и крутился по кровати.

Даня начал громко кричать, подниматься на кровати, кусать руку и раскачиваться.

Педагог подошла к Дане, села рядом на кровать и стала с ним разговаривать. Даню отвели в туалет и предложили ему воды. Даня попил и успокоился.

13.20 Даня лежит в кровати спокойно. Педагог отходит от него и садится на стул.

Даня начинает подхныкивать. Постепенно хныканье переходит в громкий крик. Даня поднимается на кровати, кусает руку и раскачивается.

Педагог подошла к Дане, просит его успокоиться и лечь. Постепенно Даня успокаивается, педагог сидит рядом с ним на кровати.

 

Так из вышеприведенной таблицы можно сделать предположение о функции поведения ребенка. Если вначале у педагогов есть вполне закономерные предположения о физическом дискомфорте, то из таблицы мы видим, что единственное общее последствие во всех представленных случаях нежелательного поведения Дани «кричать, кусать руку и раскачиваться» - это повышенное внимание со стороны педагогов. Можно предположить, что функцией данного поведения является привлечение внимания и именно предоставление такого внимания вследствие нежелательного поведения данное поведение усиливает.

Важно записывать время и все случаи нежелательного поведения. Это поможет в случае, если нежелательное поведение действительно связано с ощущением дискомфорта, например с чувством голода, когда подходит время приема пищи, либо с той или иной болью, например зубной. Понимание таких причин поможет более эффективно подобрать способы коррекции нежелательного поведения.

Одно и то же поведение в разных ситуациях может иметь разную функцию. Так поведение «кричать и плакать» в одной ситуации может иметь функцию привлечения внимания, в другой – получения желаемого, впоследствии – избегания нежелаемого. Ребенок с нарушением развития часто  имеет достаточно бедный репертуар поведенческих реакций, поэтому проведение функционального анализа и определение функции поведения в той или иной ситуации является абсолютно необходимой составляющей успешной коррекции.

Проследив поведение ребенка на протяжении некоторого времени, мы увидим, что, как правило, происходит вследствие нежелательного поведения, каким образом мы обычно нежелательное поведение останавливаем. Проанализировав последствия, мы можем вычленить тот процесс, который вероятно и является усилением. Например: в ситуации, когда ребенок плачет в магазине, мама обычно покупает ему «Барни» (покупка «Барни» в ответ на плач ребенка усиливает поведение «плакать» с целью получения желаемого); когда мама занимается с Петей за столом и он начинает хныкать, отворачиваться и сползать под стол, мама  отпускает Петю отдохнуть. Таким образом, отпуская Петю с занятия и отменяя озвученные требования, мама усиливает поведение «хныкать, отворачиваться, сползать под стол» с целью избегания нежелаемого и т.д.

Также, проводя функциональную оценку поведения, мы можем заметить, что в аналогичных ситуациях с разными людьми поведение может проявляться либо не проявляться, быть более или менее интенсивным.

Например: когда Сережа заходит в магазин с мамой, он тут же начинает хныкать и мама покупает ему «Барни», чтобы Сережа успокоился и дал ей сделать покупки. Когда Сережа заходит в магазин с бабушкой, он хнычет без остановки и бабушка успевает купить для него «Барни», машинку, йогурт и чупа-чупс. Когда Сережа заходит в магазин с папой, он спокойно ходит с папой за руку по магазину и помогает складывать покупки в корзину.

Почему так происходит?

Есть много прелестных теорий, говорящих о том, что ребенок просто маме больше доверяет и т.д. и т.п. Но все намного прозаичней. В Прикладном Анализе Поведения (АВА) существует понятие различимых предшествующих стимулов: SD, SΔ, SDp. Различимые предшествующие стимулы являются своеобразными сигналами, сообщающими вероятность того, что поведение будет усилено, либо не усилено, либо ослаблено.

Так, SD – различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет усилено.

SΔ - различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего не будет усилено.

SDp - различимый предшествующий стимул, сигнализирующий о том, что поведении вероятнее всего будет ослаблено.

Мама традиционно покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, она является SD для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Брат не покупает Сереже «Барни», когда он хнычет в магазине, он является SΔ для поведения «хныкать в магазине» с целью получения желаемого.

Папа после того как Сережа начал хныкать в магазине, вывел его на улицу, отвел домой и отправил в свою комнату, несмотря на крики и протесты. Папа является SDp для поведения «хныкать в магазине».

Таким образом, если поведение проявляется с одним из членов семьи, либо с кем-то одним проявляется наиболее интенсивно, мы можем сделать вывод, кто и что является основным источником усиления нежелательного поведения в том или ином случае и исправить эту ситуацию.

Итак, мы определили, какое именно поведение нам предстоит скорректировать, выяснили цели поведения и то, каким образом оно усиливалось. Следующим необходимым шагом является прекращение усиления. Если мама покупала Сереже «Барни» в ответ на хныканье, необходимо перестать это делать. Закономерной реакцией на прекращение усиления (другое название – гашение) является поведенческий «взрыв» - поведение усиливается, на короткий период учащается, становится более интенсивным и продолжительным. Мы вполне можем ожидать, что Сережино хныканье превратится в громкий плач, под который маме придется совершать покупки в течение ближайших нескольких дней. Через несколько дней поведение прекратится. После этого мама может начать покупать «Барни» Сереже по своему усмотрению, но никак не в ответ на хныканье. Если же мама не выдержит и купит «Барни», поддавшись на громкий плач, следующая процедура гашения будет выглядеть еще более душераздирающе.

Важно! Прекращение усиления происходит раз и навсегда. В ситуации, когда мы усиливаем либо не усиливаем поведение в зависимости от сегодняшнего настроения, мы формируем реакцию, которая практически не будет поддаваться коррекции (сегодня мама строгая, отчитала хнычущего Сережу и не купила ему «Барни», а завтра она в благодушном настроении попросила его не хныкать и купила «Барни»). Аналогичным образом действуют казино: человек время от времени выигрывает, но никогда заранее не знает, в какой момент его поведение «делать ставку» будет усилено выигрышем.

 

Очень интересно в этом контексте слушать рассуждения о гуманности-не гуманности метода. Ребенок же плачет, расстраивается. Что тут можно ответить? Законы поведения так же как и законы физики существуют независимо от того, что мы о них думаем и нашей морально-этической оценки. Для того, чтобы скорректировать нежелательное поведение, необходимо прекратить усиление. Естественно, это влечет за собой выход из зоны комфорта и фрустрацию для всех участников процесса. Как правило все эти манипуляции являются следствием того, что ребенка не учили справляться с фрустрацией изначально, «покупая» спокойствие за «Барни», игрушки, гаджеты, отказ от требований и т.д. Пути два: либо смириться и оставить как есть, либо выйти из зоны комфорта и корректировать.

Определив функцию нежелательного поведения мы также должны определиться, какое поведение в конкретном контексте для достижения данной цели является социально приемлемым и доступным для ребенка, т.к. потребность осталась, и ребенок будет искать новые пути ее удовлетворения.

В случае с упоминаемым выше Сережей, думаю, нас бы устроило, если бы он для начала просто попросил «Барни», а мама купила. Не доводя это все до хныканья. Постепенно целесообразно довести до того, что мама покупает Сереже «Барни» раз в несколько дней. Какое поведение для этого необходимо обучить?

1.Поведение просить. Если Сережа вербален, естественно мы хотим услышать: «Мама, купи, пожалуйста «Барни». Если же речь не настолько развита, то нас устроит любая речевая конструкция в зависимости от уровня развития речи: «Дай «Барни», «Барни», «Ба…» и т.д. Если Сережа невербален, то подойдет любая невербальная просьба (жест, карточка и т.д.)

2.Поведение ждать. Сережа должен научиться ждать пока мама купит «Барни», не хныча, вначале несколько минут, а со временем и несколько дней.

Вероятнее всего в случае с Сережей, он добивается от мамы различных бонусов нытьем в течение и дня и вполне закономерно распространить процедуру коррекции поведения «хныкать» на все аналогичные ситуации. Таким образом мы можем ожидать, что в течение ограниченного времени маме станет намного легче общаться и жить с Сережей, бывать с ним в общественных местах и т.д.

Описанный принцип работы по коррекции нежелательного поведения применяется и в случае, если функцией поведения является привлечение внимания. Мы прекращаем усиливать получение внимания социально неприемлемыми способами и обучаем поведению ждать, а также получать внимание социально приемлемыми путями: взять за руку, позвать по имени, обнять и т.д.

Более сложная ситуация с поведением, функцией которого является уклонение. Его также необходимо прекратить усиливать, но при этом чаще всего нас не устроит путь научить уклоняться каким-либо другим способом, т.к. нам важно, чтобы ребенок научился прикладывать усилия и развивал эмоционально-волевую сферу. В этом случае спасает только установление руководящего контроля, когда взрослый становится референтным лицом и ребенок делает те или иные вещи, лишенные для него смысла и привлекательности, по просьбе взрослого. По мере компенсации нарушений развития и расширения сферы интересов ребенка поведение с функцией уклонения возникает значительно реже, носит более социально приемлемый характер и достаточно легко преодолевается с помощью значимых взрослых.

В ряде случаев коррекции нежелательного поведения целесообразным является использование ослабления. Как правило, в качестве ослабляющих стимулов вполне могут выступать естественные последствия: отказ от самостоятельной еды, использования столовых приборов, социально неприемлемое поведение за столом – ребенок остается голодным до следующего приема пищи; уписялся/укакался – мокрые/грязные штаны и ощущение дискомфорта, стирка одежды; деструктивное поведение, разбрасывание вещей – убрать все за собой и т.д.

Также в практике АВА для коррекции нежелательного поведения используется так называемая процедура сверхкоррекции. При использовании процедуры сверхкоррекции ребенок не только ликвидирует результаты своей нежелательной деятельности, но и выполняет дополнительное задание. Например: ребенок выливает на пол мыльные пузыри (имеется ввиду целенаправленное регулярное поведение, а не случайная оплошность) – он не только вытирает лужу от пузырей, но и моет полы во всей квартире.

В случае поведения, целью которого является уклонение от занятий, связанных с необходимостью интеллектуальных усилий, в качестве ослабления можно использовать физическую нагрузку. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит преподносить физическую нагрузку как наказание. Целесообразнее представлять физические упражнения в качестве альтернативы интеллектуальной нагрузке: ну раз ты не хочешь поговорить, давай позанимаемся физкультурой. Часто дети с радостью соглашаются на подобную альтернативу) Чтобы данная процедура могла являться ослаблением, предлагаемые нагрузки должны быть достаточно серьезными и вызывать дискомфорт.

Массу сложностей, как правило, вызывает коррекция поведения, функцией которого является аутостимуляция., т.к. данное поведение не усиливается извне и мы никак не прекратить его усиливать. Попытки ослаблять данное поведение путем введения каких-либо неприятных стимулов (мазать ногти горьким лаком, если ребенок грызет ногти и т.д.) часто оказываются абсолютно неэффективными, т.к. как только неприятный стимул исчезает – поведение возвращается в полной мере. Либо на место одного поведения с функцией аутостимуляции приходит другое. Среди специалистов встречаются полярно противоположные мнения относительно вреда-пользы поведения с функцией аутостимуляции. Мы придерживаемся мнения, что аутостимуляции вводят ребенка в трансовое состояние, что негативно сказывается на его способности к обучению и продуктивной коммуникации. Поэтому по возможности такое поведение стоит корректировать. Самый эффективный путь пресечь аутостимуляцию – дать инструкцию, не совместимую с выполнением аутостимулирующих действий. Если ребенок машет руками – попросить понести или подержать что-либо, эхолалит – надуть щеки, прыгает – поприседать, раскачивается – покачать пресс и т.д. Параллельно необходимо расширять сферу интересов ребенка, т.к. часто аутостимуляции являются следствием скудного репертуара самостоятельных занятий. Даже для самых сложных деток можно подобрать занятия, которыми они смогут заполнить досуг. Естественно, важно понимать, что изначально эта идея восторга не вызовет и обучение потребует значительных усилий. Не стоит ждать, пока ребенок са проявит интерес к тому или иному виду занятий таких как раскрашивание картинок, строительство башен из кубиков, лепка и т.д. Как показывает практика, самостоятельно и без особых трудозатрат со стороны родителей ребенок может увлечься только гаджетами, что в качестве расширения сферы интересов является очень неудачной идеей, т.к. ребенок опять же не учится себя развлекать самостоятельно – эту функцию берет на себя планшет, телефон и т.д.

В случаях, когда мы предполагаем, что функцией поведения является аутостимуляция, важно особенно тщательно провести функциональный анализ поведения, т.к. часто поведение с функцией уклонения «маскируется» под аутостимуляции. Так ребенок может начать эхолалить в момент усложнения задания и таким образом добиваться, чтобы задание упростили и т.д.

Если в течение достаточно продолжительного времени (все индивидуально но 2-3 недели уже достаточно показательны) мы не замечаем положительных изменений в поведении ребенка, нежелательное поведение происходит с той же частотой, интенсивностью и продолжительностью, стоит еще раз произвести функциональную оценку поведения и пересмотреть стратегию вмешательства. Да, АВА научный метод, нас с разных сторон учат строить графики и делать всевозможные измерения, но банальная истина такова, что жить нам не с графиком, а с ребенком. При верной функциональной оценке и эффективном вмешательстве изменения в поведении происходят достаточно быстро и очевидны всем окружающим. Если что-то пошло не так, стоит еще раз все проверить.

Удачи!)

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев