Ключевые понятия Прикладного Анализа Поведения (АВА)

Ключевые понятия Прикладного Анализа Поведения (АВА)

І.Поведение

Эффективность обучения и реабилитации с применением принципов АВА во многом зависит от верного понимания терминологии и самого объекта воздействия.

Как, видимо, уже стало понятно из названия метода, центральным понятием и объектом воздействия в АВА является поведение. Именно от умения четко выделить и описать поведение, на которое мы собираемся воздействовать, во многом зависит успех вмешательства.

Итак, что же такое поведение?

Поведе́ние — способность живых существ изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов, характерная черта животного типа организации. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя организмам избегать негативных факторов окружающей среды.

Выделяют поведение:

Оперантное - определяется событиями, которые следуют за реакцией. То есть за поведением идет следствие, и природа этого следствия изменяет тенденцию организма повторять данное поведение в будущем. Например: читать книгу, строить башню из кубиков, пить компот из чашки и т.д. - это образцы оперантной реакции, или операнты, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

Респондантное поведение подразумевает характерную реакцию, вызываемую известным стимулом, последний всегда предшествует первой во времени, т.е. респондантное поведение контролируется рефлексами (условными либо безусловными) (врач стучит по колену молоточком – нога подпрыгивает, от яркого света человек зажмуривает глаза и т.д.)

Важно:

Ощущения и состояния не являются поведением – обижаться, грустить, радоваться и т.д. – это НЕ ПОВЕДЕНИЕ.

НЕ ДЕЛАТЬ что-либо – это НЕ ПОВЕДЕНИЕ!

Предлагаю самостоятельно определить тип поведения в нижеприведенных примерах и свериться с ответами в конце статьи:

Примеры:

1.Малыш прикасается к горячей сковороде и тут же одергивает руку.

2.Когда приближается время «отбоя» Сережа начинает зевать.

3.Вася катается на велосипеде.

4.Бабушка вяжет носки.

5.Маша плачет.

6.Дети поют и танцуют.

7.Когда Алеша огорчается, он начинает кричать и бить себя по голове.

8.Аня ест кашу.

9.От холода малыш дрожит.

10.Сергей болеет гриппом.

11.Максим не рисует солнышко. Он сидит и смотрит в окно.

12.Аня обиделась на папу.

Таким образом, чтобы составить программу вмешательства, прежде всего необходимо четко выделить поведение над которым мы собираемся работать. Очень многое тут зависит от четкости формулировок. Так, описание: «Сергей отказывается читать» практически никакой информации о поведении не несет. Отказываться можно абсолютно разными способами: просто сидеть и молчать, отворачиваться от книги, угадывать и т.д. Более информативное описание поведения будет выглядеть приблизительно так: «Сергей сидит за столом, смотрит в книгу и молчит. При повторной инструкции «Читай!» он начинает называть произвольно слоги, не соответсвующие тексту.»

Точно так же, начиная обучение новому поведению или навыку, нужно представлять как этот навык должен выглядеть. Поведение «ждать» для разных детей на разных этапах развития и в разном социальном контексте может выглядеть абсолютно по-разному. «Ждать» в магазине, сберкассе и т.д. – достаточно ходить/стоять рядом с мамой, при этом соблюдать тишину – молчать или негромко разговаривать. «Ждать» на групповом занятии – сидеть на своем месте, отвечать только когда задан индивидуальный или групповой вопрос и т.д.

Формулируя цели обучения необходимо понимать, что невозможно обучить поведению, которое по сути таковым не является. Мы не можем научить «не кричать», «не хлопать дверями» и т.д. Мы можем научить социально приемлемому поведению, которое заменит поведение «кричать» и «хлопать дверями» - «разговаривать тихо» или «молчать», «аккуратно закрывать двери» и т.д.

Понимание этих принципов позволяет формулировать эффективные инструкции, которые направят ребенка в неопределенной ситуации. Эффективная инструкция должна содержать  указание, как поступить. «Не бегай по лужам!» уместнее заменить на «Обходи лужи!», «Не разливай!» на «Ешь аккуратно!» и т.д.

 

Ответы:

1.Респондантное поведение.

2.Респондантное поведение.

3.Оперантное поведение.

4.Оперантное поведение.

5.Оперантное поведение.

6.Оперантное поведение.

7.Огорчается – не поведение, начинает кричать и бить себя по голове – оперантное поведение.

8.Оперантное поведение.

9.Респондантное поведение.

10.Не поведение.

11.Не рисует солнышко – не поведение. Сидит и смотрит в окно – поведение.

12.Не поведение.

 

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев