ABA – Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения

ABA – Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения

Прикладной Анализ Поведения принадлежит бихевиоральному направлению психологии. Основателем бихевиоризма является американский психолог Уотсон, который первым предложил схему S-R (стимул-реакция, т.е. поведение является реакцией на воздействие среды), для объяснения поведения не только людей, но и любых живых существ. Существенный вклад в развитие бихевиоризма сделал ученый-физиолог Иван Павлов, который исследовал принципы формирования условных рефлексов.

Основателем именно Прикладного Анализа Поведения (ABA) является норвежский ученый Беррес Фредерик Скиннер, создавший теорию оперантного обучения. Теория оперантного обучения говорит о том, что влияние на поведение оказывают преимущественно последствия. Т.е. любое поведение направлено на достижение определенной цели. Если в результате поведения цель достигнута, поведение будет закрепляться: повторяться в аналогичных ситуациях, проявляться чаще, с большей интенсивностью и т.д. Если в результате поведения цель не достигнута, вероятность повторения поведения существенно снижается. Именно теория оперантного обучения лежит в основе АВА.

Итак, что же такое АВА?

ABA – Applied Behavior Analysis – Прикладной Анализ Поведения – метод, предполагающий манипуляцию факторами в окружающей среде для обучения желаемому и коррекции нежелаемого поведения.

В данном контексте очень важно понимать различие понятий «метод» и «методика».

Метод – совокупность правил, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности.

Методика — это, как правило, некий готовый «рецепт», алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология. Методика отличается от метода конкретизацией приёмов и задач. В рамках одного метода может существовать практически бесконечное количество методик.

В рамках  метода АВА также существует достаточно большое количество методик (Lovaas programming, Verbal Behavior, Pivotal Response Training, German Verhaltens Therapy и т.д.) Все инструменты и методики применяемые в рамках обучения с применением АВА – строго индивидуальны и зависят как от начальных навыков, поставленных целей, так и от выбранной стратегии. Применение АВА не исключает применение других методов, которые не противоречат АВА. АВА не предполагает автоматом использование PECS, визуального расписания, пищевых поощрений, работу за столом 40 часов в неделю и т.д.

Умение использовать законы поведения для организации обучающего процесса – это и есть применение метода АВА. На данный момент АВА является наиболее эффективной методикой обучения. При помощи АВА можно обучать любые навыки: бытовые, учебного поведения, коммуникативные, речевые, академические и т.д.

Применять АВА может и должен любой человек, который знаком с основными принципами данного направления, а особенно все взрослые, окружающие особого ребенка, в т.ч. родители и другие члены семьи, педагоги, логопеды, реабилитологи и т.д. и т.п.

Наилучшие результаты возможны в том случае, если все взрослые, окружающие ребенка, знают, понимают и используют поведенческие законы в общении с ребенком на постоянной основе, а не только в момент занятий.

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев