Этапы развития речи и формирования причинно-следственных связей у аутичных детей

Этапы развития речи и формирования причинно-следственных связей у аутичных детей

Развитие речи у детей с аутизмом, расстройствами аутистического спектра и другими задержками развития на сегодняшний день является одной из ключевых составляющих коррекционной работы с такими детьми. Но, несмотря на наличие большого количества руководств и методик по оценке и развитию речевых навыков детей, они часто не адаптированы для оценки речевых навыков именно аутичных детей.  Развитие речи аутичных детей имеет свои закономерности, которые мы попытались обобщить. Важным моментом является то, что эти этапы выделены в том порядке, в котором проводилась работа по развитию речи у аутичных детей в нашем центре и совершенно не факт, что без стороннего вмешательства это развитие будет проходить по тому же пути. Также необходимо помнить, что все этапы обобщены приблизительно и все дети индивидуальны. Описывая навыки, которыми должен обладать ребенок на том или ином этапе, мы не имели ввиду эхолалии, которые по сути, не являются речевыми навыками. Все навыки, о которых идет речь, предполагают сотрудничество со стороны ребенка и выполнение тех или иных действий по просьбе. Т.е., если ребенок эхолалит предложениями и короткими фразами, но по просьбе не может назвать животных, то это явно не четвертый этап. Но и начинать с таким ребенком с повторения звуков тоже не актуально. В этом случае стоит начать с обучения навыку называть предметы по просьбе, т.е. с третьего этапа. То же самое, если ребенок вокализирует слогами «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» - это не означает, что можно переходить ко второму этапу. Важно добиться повторения этих и других слогов по просьбе.

  1. Присутствуют вокализации. Имитация по просьбе гласных звуков и слогов с губными согласными: м, б, п (возможны варианты с другими согласными, которые ребенку проще произносить) Как правило в этот момент отработка навыка эхо-реакции требует значительных усилий и встречает сопротивление со стороны ребенка. Переход ко второму этапу осуществляется постепенно, когда из коротких слов ребенок начинает называть первый слог: мак – ма, бык – бы и т.д. Репертуар звуков и слогов постепенно расширяется и можно переходить ко второму этапу.
  2. Повторение по слогам либо звукам коротких слов: мак, бык, дом, эму и т.д. Часть звуков могут быть смазаны либо искажены. Присутствует старание ребенка в повторении слогов и звуков. Обучение навыку соединять слоги и звуки в слово под руководством педагога.
  3. Умение произносить короткие слова: мяч, суп, гусь, на, дай, отдай, пока и т.д. и применять их в быту с подсказкой. Нарабатывание словарного запаса из разных категорий предметов: животные, еда, игрушки и т.д.
  4. Обучение навыку строить простое предложение и короткую фразу: мишка спит, муха летит, большой дуб, синий мяч и т.д. Отработка и усложнение навыка. В этот период для ребенка важно научиться описывать по фотографиям свои действия: я мою руки, я чищу зубы, я ем и т.д.
  5. Умение описывать картинки предложениями и отвечать на простые вопросы. Например: Мальчик моет руки. Кто моет руки? – Мальчик. Что мальчик делает? – Моет руки. Умение отвечать на вопрос «Что ты делаешь?» в быту. Умение сортировать предметы по категориям с пояснением: суп - это еда, конь - это животное и т.д. Умение отвечать на простые вопросы по прослушанной сказке. Как правило, это должны быть простые истории с небольшим количеством текста и большими реалистичными картинками без большого количества деталей. Например, сказки Сутеева «Три котенка», «Утенок и цыпленок», «Мышонок и карандаш» либо сказки «Курочка Ряба», «Репка» и т.д. Вопросы задаются в процессе чтения: Сколько было котят? Какого цвета котята? Кого они увидели? И т.д. Ответ дается с визуальной подсказкой.
  6. Формирование причинно-следственных связей. Умение объяснять предназначение предметов: чашка чтобы пить, молоток чтобы забивать гвозди и т.д. Умение отвечать на вопросы о месте, времени года, цели действия по картинке. Например: Дети катаются на санках. Где они катаются на санках? – На улице (на горке и т.д.) А какое это время года? – Зима. Почему ты так думаешь? – Потому что лежит снег и т.д. Ответы на вопросы касательно причин тех или иных событий в сказках или в быту: Почему котята стали мокрыми? – Потому что прыгнули в воду. А зачем они прыгнули в воду? – Чтобы поймать рыбу. А где живет рыба? – В воде. Котята поймали рыбу? – Нет. А почему? – Потому что рыба уплыла и т.д. Умение пересказывать небольшие тексты с визуальными подсказками, составлять логические цепочки из 3-4 картинок и рассказ по ним.
  7. Умение находить общие признаки и отличия предметов, выполнять задание «что лишнее» и объяснять свое решение. Например: красный помидор и оранжевый апельсин. Общее: форма (круглые). Отличаются цветом и вкусом. Конь, коза, юла, баран. Лишняя юла, потому что это игрушка, а все остальные – животные. Умение играть в ассоциативное домино и находить связь между предметами, не привязываясь к шаблонам. Например: к изображению дождя подойдет и зонт, потому что он защищает от дождя, и морковь, потому что дождь поливает морковь и она растет и т.д. Важно умение выстраивать логические цепочки. Отгадывание загадок: большое, красное, круглое, растет в огороде.  – Помидор. Умение задавать простые вопросы: где мама? Кто это? Что это? И т.д.

Подробнее об особенностях работы над речью на каждом этапе мы расскажем в следующих статьях. Продолжение следует…

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев