Смыслообразующая мотивация

Смыслообразующая мотивация

В коррекционной работе с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития особая роль отводится созданию мотивации. Мотив является побудительной, движущей силой любой деятельности. Побудительная сила мотива определяется силой влечения, сопряженного с этим мотивом. В АВА предлагается регулярно тестировать мотивационные стимулы для отслеживания побудительной функции каждого мотивационного стимула и использовать для работы только стимулы, обладающие наибольшей побудительной способностью. Как правило в качестве мотивационных стимулов в АВА используют съедобные поощрения, мотивационные занятия, жетоны, постепенно переходя на социальные поощрения – похвалу и т.д. Таким образом упор делается в основном на побуждающую роль мотива. Мотивация призвана побудить ребенка выполнить те или иные действия. Но не стоит забывать, что помимо побуждающей мотивация имеет и другую функцию, которая не менее важна – смыслообразующую.

Высшей целью любой коррекционной работы является воспитание самодостаточной автономной личности, способной успешной интегрироваться в социальную среду (приобрести профессию, работать, обслуживать себя в быту и т.д.) Формирование системы мотивов является неотъемлемой частью процесса развития и становления личности.  Система мотивов является структурообразующей основой личности. Все мотивы соподчинены друг другу и находятся в определенной иерархии. Множественные мотивы-цели подчинены ведущему мотиву и выступают в качестве средств осуществления этого мотива. Смыслы – это отношения между мотивами. Способность мотива порождать смыслы, устанавливать отношения с другими мотивами мы можем наблюдать, задавая вопрос к конкретному мотиву «Ради чего?» В качестве примера отследим как ряд нижележащих мотивов-целей подчинены вышележащему мотиву «Хочу пойти в школу».

Например:

Мотив: Хочу пойти в школу

Мотив-цель: Хочу научиться читать (Ради чего?  - Чтобы пойти в школу)

Мотив-цель: Хочу выучить буквы (Ради чего?  - Чтобы научиться читать)

Мотив-цель: Хочу идти на занятие и т.д. (Ради чего?  - Чтобы выучить буквы) и т.д.

Казалось бы, все достаточно просто. Но, несмотря на кажущуюся простоту, мотивационная система личности – достаточно сложное многовекторное образование со своеобразной системой подчинений. У каждого мотива в данной системе соотношение побуждающей и смыслообразующей функции очень разное.

Например, представьте следующую ситуацию: утро. Ребенку необходимо подниматься и идти в школу. Но ему очень хочется спать. В данной ситуации в нем борются два мотива:

Мотив 1: Хочу спать. (Побудительная функция очень сильная. Очень хочется спатьJ Смыслообразующая функция: «Ради чего?» - Чтобы выспаться)

Мотив 2: Нужно идти в школу. (Побудительная функция слабая. Смыслообразующая функция: «Ради чего?» - Чтобы увидеться с друзьями, чтобы интересно провести время, чтобы узнать что-то новое и т.д.)

Побудительная сила мотива 1 значительно выше побудительной силы мотива 2. Но, при этом, смысловая нагрузка мотива 1 значительно ниже смысловой нагрузки мотива 2.

Что же выберет ребенок? Тут возможны варианты. Чем более развита личность, тем более важное место в ее иерархии мотивов занимают мотивы с высокой смыслоообразующей ролью. И наоборот, в мотивационной сфере примитивной личности присутствуют несколько простейших мотивов, связанных с витальными потребностями (едой, сном и т.д.) Поэтому формирование смыслообразующей мотивации является необходимым условием успешной реабилитации детей с аутизмом и другими задержками развития. Обучение осознаванию собственных мотивов и иерархических отношений между ними позволит ребенку со временем научиться произвольно регулировать свою деятельность, что является обязательным компонентом успешного обучения, а впоследствии также успешной адаптации и социальной интеграции. В работе над формированием мотивационной иерархии очень важно как можно скорее отказаться от пищевых поощрений как от обладающих очень слабой смыслообразующей функцией. В данной ситуации мотивационные виды деятельности и социальные поощрения представляются намного более целесообразными, т.к. несут в себе больше смысловой нагрузки. Необходимо активно расширять сферу интересов аутичного ребенка, т.к. чем шире круг мотивов, тем более широкой системой деятельности ребенок связан с окружающим миром. Также необходимо создавать ситуации выбора реакций, предполагающие воспитание воли как внутреннего усилия по преодолению субъективных или объективных препятствий. Выбор может быть из двух мотивов с низкой побудительной функцией: «Ты будешь заниматься физкультурой или читать?» Подавление побуждающего мотива и реализация других мотивов с более высокой смыслообразующей ролью создает основу для  формирования развитой личности с богатой мотивационной сферой.

Для более глубокого понимания роли мотивационной сферы в развитии личности рекомендую прослушать лекцию Умрихина Владимира Владимировича  «Становление личности и ее нарушения».

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев