ABA: поощрения и наказания. Часть І.

ABA: поощрения и наказания. Часть І.

Елена Цымбаленко

Применение поощрений и наказаний в ABA сродни всем известному методу «кнута и пряника» с учетом некоторых нюансов. Но именно нюансы и определяют действенность того или иного метода.

Прежде чем начать ABA-терапию необходимо провести тестирование мотивационных стимулов, т.е. определить, какой вид поощрения будет наиболее мотивационным для конкретного ребенка. Существует несколько способов тестирования мотивационных стимулов, суть которых состоит в том, что ребенку предлагается на выбор несколько мотивационных предметов в разных комбинациях по 2 и подсчитывается,  сколько раз он выбрал тот или иной предмет. Предмет, который был выбран наибольшее количество раз – наиболее мотивационный.  Также можно проводить тестирование мотивационных стимулов методом исключения. Т.е. ребенку предоставляется на выбор одновременно некоторое количество предметов. В первую очередь  ребенок обратит внимание на наиболее мотивационный предмет. Этот предмет откладываем и отмечаем как наиболее мотивационный и продолжаем тестирование. В результате получаем определенную «иерархию»  мотивационных стимулов. Как правило съедобные поощрения являются более мотивационными, чем несъедобные, поэтому тестирование съедобных и несъедобных стимулов рекомендуется проводить отдельно. Также мотивационными стимулами могут быть не только еда и предметы, но и определенные действия. Например: попрыгать на батуте, покачаться на качелях и т.д. Тестирование таких мотивационных стимулов можно провести с помощью картинок либо карточек PECS.

Необходимо помнить, что мотивационные стимулы не являются неизменными. Поэтому для эффективного применения метода усиления, стоит проводить тестирование мотивационных стимулов достаточно часто.

Чтобы поощрение служило усилением для желаемой реакции, поощрение должно происходить непосредственно после реакции. Чем меньше времени проходит между реакцией и поощрением, тем сильнее усиление.  Поощрение, отсроченное во времени не будет выполнять роль усилителя.

Например.

  1. Петя сказал «яб-ло-ко» и тут же получил яблоко.  Реакция была усилена и вероятнее всего, когда Петя захочет яблоко, он скажет «яблоко».
  2. Петя сказал «яб-ло-ко». На что мама пообещала после обеда дать ему яблоко. В данном случае усиление не произошло.

При обучении новых видов поведения и формировании реакций мы поощряем только правильные и улучшенные формы реакции.

Например.

Петя научился говорить «яб-ло-ко». Мы хотим его научить говорить «яблоко». Поэтому, когда он говорит «яб-ло-ко», мы попросим его повторить, и, когда он скажет «ябло-ко», поощрим его. Это послужит усилением улучшенной реакции.

Чтобы предупредить зависимость от поощрений, стоит использовать  спорадическое поощрение. То есть, один раз поощрить сразу после реакции, в следующий раз – выждать некоторое время, когда-то похвалить словесно. Таким образом мы не будем вырабатывать у ребенка четкую связь реакция=поощрение, но при этом нужные реакции будут усиливаться.

При использовании поощрений следует помнить о том, что работая над тем или иным навыком и обучая различные виды поведения, мы всегда преследуем одну цель: научить ребенка применять полученные навыки и обучаться  в натуральной среде. Начиная работу с использования наиболее сильных усилителей  необходимо постепенно приучать ребенка к поощрениям, которые присутствуют в натуральной среде. Как правило, это похвала и разные способы выражения одобрения.

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев