Замечательная история о замечательном мальчике:)

Замечательная история о замечательном мальчике:)

Статья написана и опубликована с согласия родителей

Жил-был в замечательном городе Славске замечательный мальчик Леша…

Несмотря на сказочное начало, мальчик Леша – абсолютно реальный мальчик. Леше 7 лет, он родился в городе Славске Калиниградской области. До 1,5 лет мальчик рос и развивался абсолютно нормально, ничем не отличаясь от своих сверстников. После полутора лет родители обратили внимание на то, что Леша даже не пытается начать говорить, ушло гуление и лепет, которые были до года. Они забили тревогу и пошли по врачам. Леше ставили массу диагнозов, которые никак не помогали в решении проблем. Одним из этих диагнозов было расстройство аутистического спектра. Некоторые «добрые» врачи советовали маме Алеши Ане «оставить ребенка в покое, потому что он все равно ничего не понимает». Но родители Алеши не опустили руки и продолжали предпринимать попытки реабилитировать сына при помощи различных методик (курсы ноотропов, микротоковая рефлексотерапия, дельфинотерапия, занятия с психологами и логопедами), мама Аня самостоятельно занималась с Лешиком по различным развивающим методикам, и все это давало определенные результаты. Но, к сожалению, несмотря на все усилия, приложенные родителями и специалистами, у Алеши так и не удалось добиться вокальной речи и преодолеть поведенческие проблемы. Мама Аня, будучи по образованию педагогом, а также очень активным и деятельным человеком постоянно искала пути помощи сыну, общалась с родителями аутичных деток и специалистами из разных стран. Именно таким образом я и познакомилась с мамой Леши Аней Заслонкиной.

В течение года мы с Аней общались он-лайн. Она задавала наболевшие вопросы, я старалась помочь. И в какой-то момент Аня приняла решение о том, что готова доверить мне и моим коллегам из «Центра АВА-терапии» своего мальчика. В январе 2014 года Леша с родителями приехал в Киев.

На момент поступления у Леши присутствовала моторная имитация по просьбе, ограниченная коммуникация при помощи письма либо печатания текста на планшете (просьбы относительно витальных потребностей – есть, пить, спать, мультик). При этом очень часты были случаи нежелательного поведения с функцией уклонения – Алеша кричал, бил себя ладонями по голове, толкал головой окружающих, бил ладонями, тянул за волосы окружающих в случаях, когда пытался уклониться от выполнения требований. Причем это касалось и требований педагогов на занятиях, и требований относительно самообслуживания.  Исходя из начальных навыков, основными целями при построении программы были определены:

  1. Установление руководящего контроля
  2. Обучение навыкам самообслуживания
  3. Обучение эхо-реакции
  4. Обучение вокальной просьбе
  5. Обучение навыкам слышать и выполнять групповую инструкцию

Ежедневно Леша занимался в Центре в течение 2-3 часов. В это время он в течение 40-60 мин. занимался индивидуально с АВА-терапистом Еленой Цымбаленко, а также принимал участие в трех групповых занятиях, продолжительностью по 20мин. Групповые занятия под руководством коррекционного педагога Ольги Пастуховой и реабилитолога Игоря Берегового нацелены на обучение и обобщение коммуникативных навыков, обучение навыку слышать и выполнять групповую инструкцию, что абсолютно незаменимо для инклюзивного обучения ребенка. Ежедневно Алеша посещал такие групповые занятия: логоритмика, физкультура, игровое занятие. Три раза в неделю Алеша посещал групповые занятия ушу под руководством нашего реабилитолога и мастера ушу Игоря Берегового. Занятия ушу кроме общего физического развития, что конечно же важно, нацелены на обучение умению преодолевать себя. Выполняя силовые упражнения, упражнения на растяжку дети учатся прилагать усилия, иными словами, закладывается основа для формирования смыслообразующей мотивации, что является необходимым для эффективной реабилитации и воспитания автономной личности. В послеобеденной время Леша занимался с родителями согласно определенным целям и выбранной стратегии.

Очень важным элементом, который делает пребывание в Центре более эффективным, было общение родителей Леши с родителями других деток, которые рассказывали о своих результатах, делились опытом и всячески старались поддержать Сережу и Аню. Сережа и Аня очень активно включились работу и коренным образом изменили внутрисемейные взаимоотношения с Лешей. Если изначально, по настоянию врачей, от Алеши практически не требовалось выполнения никаких домашних обязанностей, то, начиная с первого дня пребывания в Центре, от Алеши стали требовать самостоятельно одеваться-раздеваться, кушать исключительно за столом, и т.д. Попытки уклониться от выполнения требований путем нежелательного поведения стали категорически игнорироваться. Если Алеша не выполнял требования самостоятельно, применялась физическая подсказка, в результате чего требование все равно выполнялось.

Таким образом, первые 10 дней пребывания Леши в «Центре АВА-терапии» преимущественно были посвящены установлению руководящего контроля и преодолению нежелательного поведения. Попытки уклонения игнорировались, озвученные требования выполнялись. Это потребовало значительных усилий от всех участников процесса, но в конце концов настал переломный момент, и Леша стал сотрудничать. Естественно, эксцессы продолжали случаться, но это были уже эпизоды, а не перманентное состояние. С Лешей начало получаться договариваться. Он значительно продвинулся в обучении эхо-реакции. Если в начале обучения эхо-реакция практически отсутствовала, то к концу месяца пребывания Леши в Центре АВА-терапии мы смогли называть по звукам небольшие слова: бык, дом, эму, ива и т.д. Леша научался повторять слоги с губными звуками, звуками «д», «т», «н», «с» и т.д. Появились абрисы слов. Дома Леша начал спонтанно обращаться с вокальной просьбой «вода» (когда хотел пить), «папа» (чтобы папа покружил).

В течение месяца очень изменилось поведение Алеши на групповых занятиях. Ушли проявления нежелательного поведения, Алеша начал спокойно реагировать на групповую инструкцию и выполнять ее. Если изначально Алеша практически не участвовал в групповом занятии, а просто присутствовал и протестовал, то достаточно быстро он включился в общую работу, при этом получая видимое удовольствие от занятия.

За очень небольшой период – всего месяц – из невокального мальчика с проблемным поведением Алеша стал достаточно организованным перспективным ребенком.

На видео мы постарались показать историю пребывания Алеши в «Центре АВА-терапии».

На этом видео занятие с Алешей на этапе установления руководящего контроля. Алеша простестует и пытается уклониться от выполнения простейших требований.

 

Видео о том, как проходил Лешин день. Видео снято на второй неделе занятий.

 

 

 

А таким Лешик уезжал…

 

 

За очень небольшой период – всего месяц – из невербального мальчика с проблемным поведением Алеша стал достаточно организованным перспективным ребенком.

К счастью, случай Алеши – это не исключение. При грамотно построенной коррекционной работе и активном участии семьи в реабилитации аутичного ребенка достаточно быстрые и ощутимые результаты – это закономерность. Теперь, понимая ключевые принципы эффективной коррекционной работы, Алешина семья сможет сделать для Алеши намного больше и двигаться он будет в разы быстрее. Я уверена, что Алеша сможет говорить и учиться в школе, а его родители, эти замечательные люди, которые не опустили рук несмотря ни на что, ему в этом помогут!

Contacts

+ 380 94 926 4323
+ 380 44 361 7323

Events

Список последних комментариев